Что делать, если нужны деньги на проект,

а их нет или мало

Первое, что приходит в голову – кредит. Однако есть и альтернативный вариант, когда финансовую поддержку оказывают другие люди.

Проще говоря, краудфандинг.

В рунете есть две площадки, где можно организовать сбор средств на самые разные цели – planeta.ru и boomstarter.ru. На последней вообще есть рубрика «Идея на миллион», где можно попробовать собрать деньги на то, от чего традиционные инвесторы покрутили бы пальцем у виска и не дали ни копейки.

К примеру, на Бумстартере мне попался проект по созданию роботизированной фермы на основе агроботов. Полагаю, что у него была именно такая судьба.

Это я просто к тому, что краудфандингом можно собирать средства не только на что-то привычно-понятное типа создания книги, но и на граничащие с фантастикой проекты.

Особенности площадок

Вход на Планету бесплатный. После, при успешном сборе средств, площадке отчисляется 15% или 10% при достижении финансовой цели от 50 до 99%.

Чтобы разместить проект на Бумстартере, надо вначале заплатить минимум 4999 руб. Вообще там пять вариантов тарифов и самый дорогой 59 000. От собранных денег отчислений в свою пользу площадка не делает. Но поддержка самой площадки в виде демонстрации проекта в рубриках «Любимый проект», «Рекомендуемые», «Вознаграждения», уведомлений о проекте по почтовой базе и постов в соцсетях начинаетсяс тарифа 15 900 руб.

Мне попадались сравнительные анализы обеих площадок по сбору средств, сделанные людьми, попробовавшими и ту, и ту.

Есть мнение, что именно платный статус площадки обеспечивает более успешный сбор средств за счет ее завсегдатаев-фаундеров. Кроме того, на Бумстартере можно забрать любую пожертвованную сумму, а на Планете только если она составляет 50% от изначально заявленной.

Минусы площадок

Есть проекты, где их реализация требует инвестиций сразу. К примеру, если проект связан со строительством или фермерством, то время, необходимое для сбора денег, можно потратить с пользой разве что на получение разрешительных документов.

Забирать деньги по мере их поступления нельзя.

К примеру, для меня именно это обстоятельство стало основным препятствием для создания проекта. Вначале я вообще не собиралась обращаться к краудфандингу и рассчитывала на свои силы. Теперь же времени у меня просто нет.

Пришлось выкручиваться, но об этом ниже.

Если не площадка, то что

Чисто практически для запуска краудфандингового проекта платформа необязательна. Нужна интернет-страница для демонстрации проекта и бонусов участникам, а также автоматический сбор денег, то есть эквайринг.

И вот здесь-то пригодится всеми любимая Тильда. Сделать на ней проект можно, даже не обладая навыками сайтостроения. Функцию эквайринга выполнит сервис Ю-мани, принимающий деньги тремя способами.

Все ли так просто

Разумеется, нет. У любой простой навскидку схемы есть масса подводных камней. Примерно как с таргетированной рекламой)

Точно так же и с краудфандингом. Помимо того что идея проекта должна быть привлекательной для его аудитории, необходимо задуматься и о призах для потенциальных участников.

То есть вариантах отчислений на фиксированную сумму в обмен на какую-то полезность.

Вначале я ломала голову, но в итоге у меня 14 полезных участникам штук набралось, к примеру.

Преимущество полностью собственного проекта перед платформенными решениями еще и в том, что точно можно добавлять новые призы в процессе сбора средств.

А вообще, если честно, я довольно скептически смотрела на краудфандинг применительно к России. Мне думалось, что успешность таких проектов обусловлена менталитетом (открытостью, склонностью к помощи и так далее) тех, от кого она зависит. И эти «те» в основном в Европе и США. Неслучайно и само понятие «краудфандинг», и платформы пришли к нам оттуда.

Однако в том, что проекты, помогающие собрать деньги на решение своей задачи, могут быть успешны и у нас, убедила меня приятельница на Фейсбуке, издавшая свою книгу с помощью краудфандинга.

Погуляв по интернету, я с удивлением обнаружила, что собрать средства можно даже на книгу, потенциально интересную довольно узкой аудитории. К примеру, с интересом прочитала успешную историю девушки и ее книги про таксу.

А может, у вас есть опыт краудфандинга?

Поделитесь опытом. Интересно что вас мотивировало помогать или довольны ли вы итогами своих проектов?

Автор вопроса: Helina Ryzhkova