Как внедрить систему KPI в бизнесе?

Что такое KPI? Это количественный показатель достижения поставленных целей за определенный период.

Какие основные функции выполняет в компании

Во-первых, увеличивает показатели эффективности работы. Их можно оценивать разными методами. Первый — соотношение результатов к затраченному времени, второй — соотношение результатов к

затраченным ресурсам, третий — соответствие реальных действий прописанным бизнес-процессам.

Во-вторых, увеличивает мотивацию персонала. KPI — прежде всего инструмент достижения главных целей организации, это как ветер, помогающий кораблю плыть к пункту назначения. Но если пункт назначения не ясен, то любой ветер не будет попутным. Одна из самых серьезных ошибок при внедрении — отсутствие целей компании. Сначала стоит выбрать курс, только потом разрабатывать инструмент.

KPI состоит из оклада и премии: оклад платится за выполнение обязанностей, за сам процесс, премия — за достигнутый результат. Зарплата сотрудника зависит от его реального вклада в развитие компании. В рамках функционала сотрудника выбираются не более трех показателей, которые ключевым образом влияют на результат компании. Затем определяют соотношение оклада и премии, далее устанавливают план для ее получения.

Давайте рассмотрим внедрение системы ключевых показателей эффективности на примерах сферы ресторанного бизнеса.

Ресторан стремится, чтобы официант за счет своей работы увеличивал прибыльность заведений. Если свести все к конкретным показателям официанта, то мы получаем количество обслуживаемых посетителей и средний чек. В зависимости от этих факторов будет выстраиваться система мотивации официанта. Но перед выстраиванием KPI, нужно измерить текущие цифры, поставить цели на будущее, далее выставить план. Допустим, ресторан хочет зарабатывать 3 млн рублей в месяц, для этого нужно посчитать средний чек и суммарное количество клиентов. Потом посчитать официантов и соответственно для каждого составить план работы, чтобы заработать желаемую сумму.

С чего начать внедрение?

С руководителей и участников основных бизнес-процессов. Советую применить принцип Парето: сфокусироваться на 20% ключевых сотрудников, создающих 80% результата. Если компания большая, то лучше сначала внедрить KPI в одном отделе, только потом переходить на остальные. Отработайте схему в частном примере, исправьте возникшие ошибки, после этого можно переходить на большие системы.

Автор вопроса: Елена Уварова