Как выбрать специалиста, если вы ничего не понимаете в этой специальной области.

Речь пойдет, в первую очередь, о маркетологах, таргетологах, дизайнерах, копирайтерах, сторисмейкерах и прочей нечисти.

В основе этой, такзкзть, инструкции лежит мой личный опыт, как специалиста, которого выбирают предприниматели и как предпринимателя, который выбирает специалистов. Инструкция будет полезна для мелких предпринимателей и стартапов, и не имеет никакого отношения к крупному бизнесу и корпорациям. Так что, если вы Герман Греф или Анастасия Татулова, проходите мимо. А если нет – читайте.

1. Исходите из того, в чем разбираетесь.

Например, деньги. Вы же предприниматель? Может быть так, что есть некая сумма денег, которую вам комфортно заплатить за определенную работу. Или такой суммы нет, но обратившись к специалисту с вопросом «а сколько это стоит», цифра не вызывает у вас никакого неприятия. Ни слишком дёшево, ни слишком дорого. Нормально. Если вызывает, не грешно сообщить об этом специалисту. Да и вообще, поблагодарить за информацию, уделённое время и поведать о своих сомнениях и размышлениях – это нормально. Кто знает, как и где этот специалист вам ещё пригодится. Специалистов много, но ОН такой один.

2. Дайте тестовое задание.

Тестовое задание из серии «придумайте, что нам сделать», «напишите план по привлечению 1000 клиентов», «дайте рекомендации по улучшению нашего сайта», «нарисуйте 5 примеров рекламных креативов», вы можете давать только в том случае, если сами знаете правильные ответы на эти вопросы. Вероятней всего, вы не знаете, поэтому тестовое задание придётся оплатить, а потом из всех выполнивших ТЗ, выбрать того, кто вам больше нравится. «Нравится» это субъективная оценка, да, но мы тут говорим о том, когда объективной оценки предприниматель дать не может, в силу своих незнаний.

Пример из моей практики: меня сильно задолбали подобные запросы, и я стала озвучивать стоимость выполнения ТЗ, при этом беру предоплату 30-50%, при этом, если результат не понравится, оставшуюся часть можно не платить.

3. Не знаешь – спроси.

Не знать – не стыдно. Не знать – нормально. Предприниматель не обязан знать все, если он знает все сам, то и никакой специалист ему не нужен (я сейчас не говорю о стадии делегирования). Ну то есть «сделайте вот это и мы заплатим вам вот столько» можно поменять на «я думаю, нам нужно вот это, сможете ли вы это сделать и сколько это стоит». По моему опыту, в большинстве случаев, оказывается, что нужно совсем не ЭТО или под ЭТИМ имеется в виду вообще что-то другое.

У кого спросить?

У специалиста, заплатив немного за консультацию. Заодно можно прочувствовать, насколько вам комфортно с этим человеком работать.

В профильных сообществах, типа этого. Там же можно и набрести на нужного вам специалиста.

На худой конец, у гугла или пройти какие-нибудь курсы, но это, по итогу, выйдет и дольше и дороже. Вы же помните, что время равно деньги?

Как спросить?

Конечно, в идеале сформулировать вопрос: у нас есть вот это, мы делали вот это, это привело к вот этому, а мы хотим вот этого, что нам делать? Примерно так.

Но можно и так: не знаю, что делать, нужна консультация. В общем, сформулируйте хоть как-нибудь. Вы же предприниматель?

Спасибо за внимание, надеюсь, мои наблюдения и выводы облегчат кому-то жизнь, всем добра, мира и куриного жира.

Автор вопроса: Kate Dje