НЕМНОГИЕ РУКОВОДИТЕЛИ ЭТО ПОНИМАЮТ: ЕСЛИ КОМПАНИЯ ПРОШЛА АУДИТ, ЭТО ЕЩЕ НЕ ОЗНА

НЕМНОГИЕ РУКОВОДИТЕЛИ ЭТО ПОНИМАЮТ: ЕСЛИ КОМПАНИЯ ПРОШЛА АУДИТ, ЭТО ЕЩЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НАЛОГОВЫХ ПРЕТЕНЗИЙ К НЕЙ НЕ БУДЕТ

“Нас ежегодно проверяют аудиторы, поэтому у налоговой инспекции не может найтись поводов для серьёзных претензий к компании” – так звучит очень распространенное заблуждение многих руководителей и главных бухгалтеров компаний.

“Как же так? Ведь аудиторы проверяли этот период и не высказали замечаний на тему налогов?”-​ удивляются потом они, будучи вызванными в налоговую инспекцию для обсуждения претензий на внушительные суммы.

На самом деле, ответ по этой ситуации очень прост, и укладывается в понимание содержания и ограничений аудиторских услуг:

1. Аудиторы не свободны в выборе того, что и как они должны проверить в Вашей организации, прежде, чем выразить официальное мнение о её отчётности. Программа их проверки регламентирована стандартами и правилами адиторской деятельности.

2. Взглянем на эти правила, обратившись к Методическим рекомендациям для аудиторов по проверке обязательств перед бюджетом, размещенным на сайте Минфина РФ.

Ниже перечислено то,что обязаны проверить у Вас аудиторы в части налогов, а именно:

правильность формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей,

отражение текущих обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчётности,

отражение сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учёта,

классификация и раскрытие в финансовой отчётности с должной степенью детализации информации о налоговых обязательствах,

полноту и своевременность уплаты экономическим субъектом налогов в бюджет.

Вышеописанное означает, что аудиторы обязательно укажут Вам, например, на то, что Ваш бухгалтер отнес к материальным расходам то, что следовало относить ко внереализационным, или же на то, что сумма строки баланса “Отложенный налоговый актив” рассчитана неверно. Но они никогда не укажут Вам на то, что среди Ваших сделок присутствуют те, по которым Вас скоро вызовет к себе на комиссию налоговая инспекция. Почему, спросите Вы?

Потому, что:

выявление сомнительных, с точки зрения налоговых органов и ст. 54.1 НК РФ, сделок не входит, как мы выяснили выше, в перечень задач аудиторов;

аудиторы, в большинстве своем, не имеют компетенций в части налоговой практики и взаимодействия с налоговыми органами;

аудиторы не имеют необходимых ресурсов и источников информации для выявления подобных рисков.

Более того, исходя из практики работы налоговых органов последних лет, налоговые риски компании всё меньше с каждым годом становятся связаны с правильностью ведения бухгалтерского и налогового учета и подготовкой отчетности (то есть с тем, что как раз проверяют аудиторы).

Две ключевые темы налоговых проверок последних лет – НДС и расходы по сомнительным контрагентам и дробление бизнеса – вообще никаким образом не связаны с качеством ведения компанией учета и подготовкой отчетности. Для минимизации налоговых рисков компании по данным темам требуются совершенно иные действия и документы,нежели те, что связаны с введением учёта.

Не умоляя пользы аудита, который, безусловно, был и будет необходим для решения иных немаловажных вопросов (например, защиты материальных интересов собственников и инвесторов), следует понимать, что для защиты бизнеса от потенциальных претензий налоговых органов в настоящее время эта процедура практически бесполезна.

Выявлением и минимизацией налоговых рисков должны в данный момент заниматься совершенно иные специалисты и по совершенно иной программе.

Какие специалисты могут Вам помочь получить качественную информацию о вероятных претензиях налоговых органов?

а) имеющие опыт работы в налоговых органах и/или налоговых подразделениях внутри компаний (не бухгалтеры, не аудиторы, а именно налоговые специалисты);

б) практикующие в настоящем времени взаимодействие с налоговыми органами в рамках ответов на запросы, сопровождения проверок, участия в налоговых спорах.

Именно эти компетенции и опыт нужно искать у нанимаемых для целей выявления и минимизации налоговых рисков специалистов и подрядчиков.

Что именно должны проверять специалисты, и о чем должен подписываться договор с ними, если на выходе Вы хотите получить информацию о том, сколько претензий Вы можете получить в ближайшее время от налоговой инспекции в части самых распространённых сейчас причин доначислений по “разрывам” с сомнительными поставщиками или схемам дробления бизнеса?

Приведём пример формулировок из нашего договора на оказание соответствующей услуги.

Его предмет сформулирован так:

Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по тематической проверке​ соблюдения​ Заказчиком положений ст. 54.1 НК РФ за _______ 202_ года в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить Услуги.

После завершения оказания Услуг Исполнитель выпустит Отчет, который будет содержать мнение Исполнителя о наличии у Заказчика налоговых рисков (рисков доначислений налогов и привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства), связанных с применением ст. 54.1 НК РФ, их суммах, а также рекомендации по управлению выявленными налоговыми рисками.

С данной формулировкой Вы можете рассчитывать на то, что по итогам оказания услуги получите информацию​ и ​ рекомендации именно по тем налоговым рискам, которые, в данный момент, представляют собой точку приложения сил налоговых органов (а не мороженку в форме панды

).

Автор вопроса: Мария Гилула