С этим сталкивался, пожалуй, каждый первый собственник в В2В: уходит сотрудник

С этим сталкивался, пожалуй, каждый первый собственник в В2В: уходит сотрудник (или контрагент на субподряде по какой-то операции) и уводит с собой клиента, с которым наработал отношения.

Обидно по-человечески, больно финансово

Есть какой-то работающий юридический механизм (обязательно – подкрепленный судебной практикой) в рамках трудовых либо различных гражданско-правовых отношений с сотрудником (если сотрудник работает по договору подряда, как ИП или самозанятый), чтобы этому препятствовать?

Заранее отвечу тем, кто хочет написать такие свежие мысли, как “поддерживать отношения с клиентом – ключевая задача руководителя” или “надо просто нормально работать”. Во-первых, согласен. Во-вторых, понятно же, что не всегда это получается – времени не хватает, да мало ли что

(1) Если у кого-то есть готовое решение, рассмотрю возможность купить.

(2) Если решения нет, но тема ещё для кого-то острая – может, вскладчину оплатим юриста и получим красивое решение?

Update 1:

Люююююдиииии!!!!

Вопрос ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО про юридическое решение, не про то, что надо делать хороший и дешёвый продукт, быть монополистом, особым образом организовывать отдел продаж и целовать сотрудников в темечко. Только про юриспруденцию

Автор вопроса: Pavel Medvedev