Налоговая инспекция настаивает на доплате налога за “плохого” контрагента:
4 лайфхака, как правильно соглашаться и отказываться.
Лайфхак
(основной): НЕЛЬЗЯ ни соглашаться, ни отказываться МОЛЧА.
То есть просто пойти сдать уточненную декларацию и доплатить налог за плохого контрагента, не направив при этом никаких комментариев к своему решению в инспекцию, нельзя. Точнее можно, но весьма вероятно, что такой поступок инспекция потом представит как Ваше добровольное признание вины в намеренном налоговом правонарушении.
Равно как и неправильно будет решить, что ничего доплачивать Вы не будете, и также не направить никаких комментариев об этом в инспекцию.Такое игнорирование, с большой долей вероятности, повлечь за собой желание инспекции углубиться в проверку Вашей компании путем направления требований, повесток о вызове на допросы или назначения выездной проверки.
Лайфхак
: и согласие, и отказ от добровольной доплаты налога должны ОФОРМЛЯТЬСЯ ПИСЬМЕННО и включать ПОЗИЦИЮ КОМПАНИИ по взаимодействию со спорным контрагентом.
То есть просто написать и отправить в инспекцию ответ “компания будет доплачивать” или “компания не будет доплачивать” недостаточно и будет иметь, скорее всего, те же послелствия, что и молчаливое согласие или молчаливый отказ, описанные в Лайфхаке 1.
Поэтому (внимание!) и согласие, и отказ от добровольной доплаты налога по выявленной сомнительной сделке должны иметь ОДИНАКОВУЮ первую часть ответа: ту, в которой компания подробно опишет, какие документы у нее есть в наличии по спорной сделке, как она проявляла осмотрительность при выборе данного контрагента, а также иные положительные для себя моменты, подчеркивающие реальность сделки и непричастность компании к недобросовестности контрагента.
В этой части и согласие, и отказ оформляются одинаково. А вот дальше начинаются различия.
Лайфхак
: Отказ от добровольной доплаты рекомендуется оформлять так, чтобы прямой ОТКАЗ В НЕМ НЕ СОДЕРЖАЛСЯ.
Как это? В нашей практике это называется “Письмо без ответа”.
В рамках данного способа предоставления ответа на ранее выданное проверяющими предложение о доплате налога, компания готовит и отправляет в налоговую инспекцию письмо, в котором подробно описывает все имеющиеся у неё по спорным сделкам документы, а также иные факты, подтверждающие, что сделка была реальна, а компания вела себя добросовестно.
Завершается такое письмо “ничем” – то есть оно не содержит в себе основного вывода и решения компании о том, будет ли она добровольно уплачивать налог.
При этом инспекторы оказываются полностью проинформированными о том, что а) компания в курсе последней практики разрешения подобных споров, и того, какие документы у неё должны быть, б) у компании есть необходимые документы и доказательства по конкретным сделкам, в) компания не готова по первому слову проверяющих платить дополнительные деньги. При этом формально компания не заявляет отказа от доплаты и не противоречит инспекции.
Лайфхак
: Согласие добровольно доплатить налог должно содержать указание на МОТИВ Вашего такого решения.
И мотив этот должен быть далек от того, что Вы признаете свою вину во взаимодействии с недобросовестным контрагентом, и поэтому решили заплатить.
Озвучивание подобного мотива или отсутствие указания на мотив Вашего решения, очень вероятно, приведёт к тому, что у Вас состоится, несмотря на добровольную доплату, выездная проверка, и факт добровольной доплаты станет одним из аргументов налоговой инспекции в доказывании преднамеренности и умышленности Ваших действий по работе с “плохим” поставщиком (приходилось видеть такие акты проверок).
Соответственно, в согласии (после вводной части, описанной в Лайфхаке 2) указываем, что мотивом Вашего решения является, например, желание не нести трудозатраты, связанные с проведением выездной налоговой проверки, или иные КОНКРЕТНЫЕ И НЕ ДВОЯКИЕ мотивы.
Лайфхак
(бонусный): деньги на сопровождение юриста во время вызова на комиссию по сомнительным сделкам – пустая трата.
Ибо все комиссии (рабочие встречи) сейчас проходят одинаково: директор приходит, ему инспекторы сообщают, сколько из его контрагентов, по мнению инспекции, “плохие”, дают их перечень и просят подписать протокол, в котором указано, что директору сей факт сообщили и в течение недели ждут от него решения, будет ли он добровольно сдавать уточненную декларацию и доплачивать налог. Всё.
То есть директору на данной встрече ДЕЛАТЬ И ГОВОРИТЬ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ НАДО, нужно только прослушать, сказать “спасибо, я подумаю” и удалиться готовить правильный письменный ответ.
Пояснять или хоть как-то обозначать свою позицию по ситуации непосредственно во время нахождения в инспекции – БОЛЬШАЯ (!) ОШИБКА, независимо от того, что Вы решите делать в дальнейшем.
Деньги на привлечение профессионала имеет смысл тратить именно на стадии ПОСЛЕ ВЫЗОВА, во время формирования грамотного письма-ответа, от которого, на самом деле (а не от того, как красиво молчал и ставил свою подпись на протоколе во время встречи директор), зависит дальнейшее развитие событий для компании.
Автор вопроса: Мария Гилула
Сопутствующая к посту картинка напомнила перфоманс – “Тимуровцы и Кумыс”
Спасибо за полезные рекомендации!