НУЖЕН ЛИ ВАМ ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР?
В классическом варианте финансовый директор отвечает за:
– Обеспечение ликвидности (у компании достаточно денег для выполнения текущих обязательств, при этом деньги не валяются без дела на счете или не заморожены на годы в складских остатках);
– Своевременное предоставление информации внешним и внутренним пользователям (управленческая, бухгалтерская, налоговая отчетность);
– Планирование и прогнозирование (разработка и контроль выполнения планов как в целом по бизнесу, так и по отдельным подразделениям, направлениям, юрлицам);
– Управление рисками (оценка рисков управленческих решений и предложения по их минимизации).
В последнее время, если опираться на международное исследование ACCA и Института специалистов по управленческому учету (кому интересно, могу прислать отчет о результатах исследования), функционал финдира смещается в сторону внутреннего бизнес-консультанта (формулирование и утверждение бизнес-стратегии, управление эффективностью бизнеса, взаимодействие с собственниками и инвесторами, перспективное планирование).
И в первом, и во втором варианте выполнение функций может лежать как на штатном специалисте (финансовый директор) или подразделениях (казначейство, финансовый отдел бухгалтерия), так и делегирована внешним специалистам (финансовый аутсорсинг или консультанты) или нескольким сотрудникам/подразделениям внутри компании (например, ликвидностью в части согласования условий с банками может заниматься директор, а контролем и отправкой платежей – бухгалтер).
А как и кем перечисленные функции выполняются у вас? Нужен ли вам финансовый директор?
Автор вопроса: Anton Mileykovskiy
Интересно!
Если гл бух не загружен текучкой, всю перечисленную работу он может выполнять. Конечно если хватает квалификации и знаний
Юлия Пакидышева Управленкой и планированием/прогнозированием главбухи очень редко занимаются, а риски рассматриваются в основном в части взаимоотношений с государством. А вопросы по ликвидности и налоговой/бухгалтерской отчетности действительно может закрыть.
Anton Mileykovskiy риски с партнерами по дебиторке разве гл бух не просчитывает? Платежеспособность клиента, принцип осмотрительности – это БУ. УУ это однозначно не БУ. БУ- рассматривает события прошлые, УУ – будущие.
Юлия Пакидышева бухгалтер и финдиректор – кардинально противоположные должности и чем лучше бухгалтер, тем хуже из него финдиректор
Никита Поляк прикольно, в части применения знаний и навыков
Все зависит от численности и задач организации. Но даже на больших предприятиях эта должность часто совмещается, например с директором по экономике или коммерческим директором
Мне интересно. Пришлите пжл отчёт о результатах исследований. Почта [email protected]
Наталья Эйдинова может пояснить, т.к. предоставляет такую услугу на аутсорс. Это ОДНОЗНАЧНО имхо не функционал бухгалтеров, они под другое заточены.
Юрий Москвин да, это даже противоречит их складу ума и задачам)
При всем уважении к автору, а как это все объяснить владельцу малого бизнеса, который 90% текста не понимает?
Или малому бизнесу не нужен финансовый директор?
Или малому бизнесу может любой бухгалтер сделать то, что для крупного бизнеса делает финансовый директор?
Максим Савич согласен:) эффективно мало кто работает, но для малого бизнеса важнее иметь четкую подушку в сложной доступности для собственника, чем обеспечивать хороший оборот. Т.к. все часто меняется и стабильности нет, просадки возможны. Гораздо важнее на старте правильная аналитика источников дохода и себестоимости как по мне, ведь без этого не получить денег
Максим Савич малому бизнесу не нужен финдиректор – часть задач ещё просто не возникла (например, система бюджетирования, комплексная система KPI и т.п.), а с частью задач могут справиться нефинансисты (директор/собственник + глав.бухгалтер).
И тут эффективно привлекать внешнего консультанта для более эффективного управления финансовым контуром, а также своевременного усложнения системы
Александр Левкович а кто нужен?
У меня есть клиенты, у которых проблема – бизнес начал быстро расти, и становится очень сложно.
Сложно, потому что изначально не было выстроено систему учета, фиксировали кто как умел и с собственного понимания. А теперь даже опереться на анализ деятельности за прошлый период – нет возможности, поскольку системы нет никакой. И уже сейчас нужно видеть результат работы бизнеса. Возникают кассовые разрывы, а перечень постоянных затрат четко не определен – только сейчас к этому приходим, собираем по крупиночкам.
Допустим, у меня есть большая экспертиза и опыт, но до меня кто должен был собственникам настроить такую систему, чтобы сейчас уже можно было что-то планировать, исходя из анализа данных?
Максим Савич мог главный бухгалтер по заданию собственника либо внешнего консультанта. Я же и говорил про привлечение консультанта для правильной настройки системы до начала этого бурного роста.
Максим Савич что именно объяснить?) На мой взгляд, собственник сам приходит к мысли о необходимости дополнительной аналитики по бизнесу и более качественном управлении финансами. Обычно это либо достижение определенных оборотов (минимум 1,5-2 млн. рублей в месяц), либо какая-то кризисная ситуация (кассовый разрыв, ощутимая недостача на складе и т.д.).
Иногда помогает прохождение бизнес-обучения, если там говорят о финансах и аналитике.
На самом старте больше фокусируются на маркетинге и продажах, так как выстраивание системы требует денег, задачи по финансам и бизнес-процессам обычно уже позже появляются на горизонте.
да, тема мне интересна – делаю модель (MVP) финансово-экономическогоанализа, чтобы МСБ мог использовать функционал финдира просто и качественно
Леонид Бирюков мне интересен Ваш опыт в этом. Где Ваша модель получает данные?
Максим Савич непосредственно от бизнеса (я консультант по управлению): баланс, движение денег, прибыль/убытки
Леонид Бирюков а какой визуал вашей модели?
Наталья Эйдинова на базе CRM созданы вводные таблицы (баланс за периоды, движение денег, прибыль/убытки). На их основе по формулам (Методика есть) получаем всевозможные коэффициенты (устойчивости, платежеспособности, …), сравниваем полученные показатели с нормативными (где есть) и … визуализируем отклонения в виде “светофора”. Выдаём рекомендации по изменению состояния