ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

В последнее время я нахожусь в уникальной ситуации, которая позволяет видеть бизнес с трех разных точек зрения:

Предпринимателя

Наемного топ-менеджера

Эксперта

И вот, рефлексируя на эту тему и не опираясь на труды гигантов, сформулировал (упрощенно) всего лишь три стадии развития бизнеса, как я их увидел:

1) Я САМ

Владелец во всем разбирается сам, причем, лучше чем его сотрудники. Инвестирует в основном в себя, свою экипировку или оборудование, чтобы еще лучше делать все самому.

На этом этапе важно экономить. Ведь основной доход приносит именно собственный труд. Все остальные скорее помощники, ассистенты, подмастерья, которых немного.

Когда такой предприниматель сам перестает со всем справляться, а просто подмастерьев уже становится недостаточно, он начинает искать способ расти дальше и переходит на второй уровень.

2) СВОИ ЛЮДИ

На этом этапе для владельца главное найти подходящих людей, которые близки по ценностям, в первую очередь. Людей, которым можно доверять, ну и важно чтобы они еще умели что-то делать. Или как минимум очень хотели бы научиться.

“Свои люди” не должны быть намного сильнее владельца в тех вопросах, которыми занимаются, иначе как же их контролировать?

Прошедшие через фильтр лояльности и профессионализма сотрудники постепенно становятся многорукими многоногами. Ведь “человек хороший и не глупый, а может он еще и вот это будет у нас делать?”

Инвестиции на этом этапе делаются в создание условий для работы этих “своих людей”. Это может быть оборудование, инфраструктура, обучение, автоматизация (чтобы успевали больше) и т.д.

Большинство коммуникаций, особенно по важным вопросам происходит через владельца или в его присутствии дабы чего не вышло. Кроме того, именно так, из уст в уста передаются ценности и принципы.

При дальнейшем росте бизнеса этот костяк своих людей обрастает собственными подмастерьями, которые работают так, как их научит этому руководитель.

Если бизнесу удается расти и дальше, то драйвером для перехода на следующий уровень станет выгорание людей и самого владельца. Виной этому слишком много совмещенных функций у одного человека, неструктурированные процессы и коммуникации, незаменимость людей, растущий уровень хаоса, перегруз коммуникациями, ответственностью и т.д. и т.п.

3) СИСТЕМА

Чтобы избежать хаосы и бардака и получить возможность расти дальше приходится наводить порядок и создавать систему:

Формализовывать цели, ценности, принципы, которые лежат в основе бизнеса.

Прописывать процессы и должностные инструкции, разрабатывать оргсхемы и регламенты.

Разделять совмещенный функционал на разных людей, чтобы сделать деятельность сотрудников более прозрачной.

Внедрять регулярное планирование, контроль выполнения планов, отчетность.

Вводить показатели, систему мотивации и т.д.

Формализовывать процессы найма и требования к людям, чтобы нанимать не просто лояльных, а тех, кто нужен.

На этом этапе владельцу приходится перестраивать свое мышление и привычки, чтобы:

Вытащить себя из малозначимых процессов для более важных вещей.

Смириться с тем, что теперь в компании есть более компетентные в своей области руководители, которые могут принимать значительную часть решений самостоятельно или советуясь друг с другом.

Научиться доверять руководителям без гиперопеки, но с оценкой эффективности и сохранением контроля.

Развивать в себе стратегическое и системное мышление, чтобы понимать как улучшать бизнес дальше, сотрудничая со своими менеджерами.

Взаимодействовать с руководителями в стиле наставничества, менторства, коучинга, помогая им развиваться и параллельно учиться чему-то у них.

Научиться управлять “по приборам” и принимать решения на основе цифр и фактов, а не на основе чуйки и интуиции.

Список можно продолжить…

Инвестировать здесь помимо людей, важно в сам процесс систематизации бизнеса, чтобы его не сильно растягивать. Здесь могут быть полезны консультанты. Хотя и не все консультанты одинаково полезны. Или обучение.

Еще важно инвестировать в себя – в изменение собственного мышления и привычек, которые могут тащить вас обратно, на предыдущий уровень. Здесь могут быть полезны психологи, коучи, менторы, наставники, обучение и поддерживающая среда из предпринимателей находящихся на этом же этапе.

Сам по себе переход на уровень “СИСТЕМА” не означает что можно выдохнуть и расслабиться. Наоборот – впереди постоянные процессы изменения, развития и трансформации. И вот это и есть самое интересное в бизнесе. По крайней мере, мне сейчас так кажется.

Автор вопроса: Александр Пашигрев