«Это он с жиру бесится!» – нередко слышим в адрес благополучного человека, кото

«Это он с жиру бесится!» – нередко слышим в адрес благополучного человека, которого вдруг больше ничего не радует в работе и которому ничего не хочется в жизни.

Те, кто пережил это, дошел до последней стадии выгорания, вряд ли отмахнется или будет объяснять апатию обыкновенной ленью.

Посмотрите, знаком ли вам такой сюжет? За несколько месяцев запустить пару-тройку крупных проектов, управлять несколькими бизнесами, плюс семья и дети. Сначала драйв, энергия, горящие глаза, потом – усталость, недоделки, самобичевание, кажется, пытаешься сдвинуть скалу. Затем обида на себя и на окружающих, агрессия и, наконец, апатия.

Это организм сказал СТОП! Так он реагирует на психотравматические ситуации, не давая человеку извести себя, разрушить изнутри. В один прекрасный момент он выключает все наши эмоции, отрицательные и положительные, защищая нас от нас самих.

Поэтому, когда вы, ваш сотрудник или близкий человек, из активного жизнерадостного превращается в циника или равнодушный овощ, не спешите вешать ярлыки. Возможно, это выгорание.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2019 году ввела выгорание в реестр профессиональных заболеваний. В некоторых европейских странах дают больничный отпуск в случае симптомов выгорания. У нас же многие руководители до сих пор считают это состояние отмазкой ленивых.

А между тем сегодня в такую ловушку попадает не только отдельный человек. Выгорают целыми командами. Причин тому много. И неопределённость, которая ведет к стрессу, и многозадачность, которая разрывает мозг, и негативный фон внутри компании, про внешний я вообще молчу.

А теперь представьте компанию, в которой работают выгоревшие сотрудники во главе с таким же уставшим и ничего не желающим лидером? Ни энергии, ни стремлений, ни новых идей. Долго так не протянуть.

Во многих ИТ-компаниях персональщикам и руководителям вменяется в обязанность внимательно наблюдать за сотрудниками и выявлять первые признаки выгорания.

А в более продвинутых компаниях появился термин эмоциональное благополучие. И это не про заигрывание с сотрудниками или подтирание им соплей. Это про здоровую атмосферу и здравый смысл в управлении.

Вот 9 условий создания в компании эмоционально благополучной среды, снижающей риск выгорания руководителя и сотрудников:

1. Расставляйте приоритеты в своей работе и обучайте этому сотрудников. Приоритетов не может быть много, он всегда один. Не допустите в команде стихийной многозадачности.

2. «Или идеально, или никак» – пагубный принцип, он чреват топтанием на месте. «Достаточно ли это хорошо и безопасно, чтобы попробовать» – вопрос, который стоит задавать себе и своим сотрудникам, если снова и снова вносите изменения в еще не запущенный проект.

3. Обозначайте свои достижения и говорите о достижениях сотрудников, подразделений, компании. А лучше создайте ритуал обмена достижениями: сотрудника гораздо больше мотивирует, если его победы отмечают коллеги при руководителе.

4. Примите факт, что вы и ваши сотрудники можете ошибаться. Обменивайтесь ошибками и уроками, извлеченными из них.

5. Планируйте сами и помогите сотрудникам планировать не только рабочий день, но и полноценный отдых.

6. Выходной или отпуск? Отключите все гаджеты, отдохните. Ничего не развалится за один день без вас на связи. Не дергайтесь сами и не дергайте своих сотрудников. Ни звонками, ни сообщениями, ни поручениями. Дайте себе и им отключаться от работы.

7. Научитесь сами и научите сотрудников быть чутким к своему состоянию. Зашли в тупик, не можете сфокусироваться? Устройте себе час дзен. Прогуляться по парку или набережной, выпить кофе в тихой кофейне, сходить на массаж… Это поможет прийти в норму и в итоге сделать работу качественнее.

8. Конфликты – это хорошо, если вы умеете ими управлять. Выпускайте пар сами и позволяйте это делать своим сотрудникам. Гораздо лучше перекинуться резкими словами на планерке, чем унести с собой обиду и недосказанность, и потом еще несколько дней тратить энергию на бесполезный негатив.

9. Говорите «нет» второстепенным задачам, проводите ревизию своих проектов и задач, и дайте сотрудникам право говорить «нет». Не имея возможности высказать свою точку зрения, противостоять бестолковым, на его взгляд, действиям, человек накапливает ощущение бессмысленности и теряет интерес к работе.

Понятие «эмоциональное благополучие» уверенным шагом входит в словарь прогрессивных компаний. Это – не пустой звук для тех, кто на своем опыте испытал, что такое выгорание, и знает, как долго и сложно потом восстановиться, кто готов вкладывать силы в сохранение работоспособной и позитивной команды.

Берегите себя и своих сотрудников, будьте чутки к себе и к другим, горите, но не выгорайте в своем любимом деле!

Автор вопроса: Евгения Климанова