На днях мы успешно защитили один довольно крупный проект в Сколково. Я был идео

На днях мы успешно защитили один довольно крупный проект в Сколково. Я был идеологом и техническим специалистом + лично защищал проект и отвечал на вопросы экспертов. До этого были недели проработки идеи, ее описание, подготовка презентации. Далее работа с ментором, несколько репетиций и предзащит. Было непросто. Но мы это сделали! Подробности будут позже, когда мы получим все документы. А пока все готовится, могу проконсультировать и поделиться опытом с теми, кто тоже хотел бы стать резидентом, но не знает с чего начать и что для этого нужно. Нюансов очень много, но это того стоит! Ну и это само по себе отличное достижение для портфолио.

Итак, кого не берут в космонавты? Для Сколково важна не ваша контора и какие классные булочки вы печете, а важны инновации в IT, медицине и других сферах, все это перечислено у них на сайте. Мы защищали IT проект поэтому буду рассказывать про эту сферу. Фонду важно чтобы у вас было что-то такое, некая программа или устройство или сервис, которого ранее не было на рынке и который способен перевернуть некую отрасль рынка. Например, раньше были сотни таксопарков, потом появилось Яндекс такси и это перевернуло рынок перевозок. Вот это приложение и есть инновация, которая интересна фонду Сколково. Ваша фирма и какие вы офигенные их мало волнует. Т.е. прежде чем туда выходить, нужно придумать эту самую инновацию, и что она перевернет, т.е. какие потребности людей закроет и каким образом повлияет на сложившийся рынок. В нашем случае это может быть программное обеспечение, мобильное приложение, веб-сайт итп. Опять же, речь не идет о веб сайте торгующем колбасой, таких миллионы. Нужно придумать что-то, что еще никто не делал, какой то совершенно новый сервис. Мы это придумали.

Далее пишется техническая документация – что это такое, для чего оно нужно, как работает, потом по шагам путь пользователя, администратора, менеджера итп. Т.е. он вошел, увидел то-то. В результате таких то действий получил то-то. Технического описания примерно страниц 15, и экономического описания столько же – сколько будет стоить, какие инвестиции нужны прогноз окупаемости итп, в общем полноценный бизнес-план. Также делается красивая презентация где схематически изображено для чего это нужно, какие потребности закрывает, как работает итп. Далее подается заявка о желании стать резидентом Ск, вместе с заявкой подается документация на проект и его презентация. Там проект какое то время изучают, и дают вердикт – надо им такое или нет. Если надо, начинается самое интересное

В Сколково есть 2 вида защиты – обычная и Fast Track, мы защищались именно по этой программе. Ее суть в том, что за небольшие деньги вам дают ментора из экспертов Сколково, который изучает вместе с вами всю документацию, говорит что там надо добавить, исправить, на что обратить внимание, потом рассказывает как будет происходить защита. На защиту проекта отводится ограниченное время – 8 минут рассказать о продукте и 5 минут – ответить на вопросы экспертов. Тайминг очень строгий, не уложился – не защитился. И вот вы с ментором думаете как правильно скомпоновать презентацию, чтобы пояснить ее за 8 минут. Идут бесконечные репетиции, ментор задает вопросы, процесс защиты должен быть отлажен до автоматизма.

Все общение с ментором и с экспертами идет через Zoom. Что недопустимо – плохой интернет, обрывы связи, булькающие звуки итп, это сразу незащита. Звуки в фоне – звонки телефонов, писки СМС, гавканье собак, пьяные вопли – это незащита. Недопустимо перебивать ведущего защиты от Сколково, друг-друга, вступать невовремя, долгие паузы, все должно быть отработано до автоматизма. Эксперты одобряют передачу слова во время защиты профильным специалистам, например про экономику проекта рассказывает экономический директор а по технике – технический директор. Очень важно подчеркнуть инновационность продукта, что это не просто какая то программа, а особенная программа, которой еще не было и она умеет вот такое, и конкурентов у нее практически нет. Но конкурентов нужно показать, даже косвенных, и рассказать чем наше решение лучше. Необходимо развить экономическую составляющую – стоимость внедрения, стоимость эксплуатации, ожидаемую прибыль компании, развитие продукта итп. Необходимо рассказать о рынке, где это будет применяться и на какую аудиторию направлено. Очень полезно рассказать техническим языком про технические нюансы, эксперты не дураки. Также надо рассказать о рекламе и продвижении продукта на рынок а потом показать дорожную карту – планы развития продукта по годам. Также нужно показать партнеров, хорошо если это будут крупные корпорации и банки, например Сбербанк, Газпром итп. Также необходимо рассказать, в чем заключается ваше сотрудничество с ними. В конце надо кратко представить команду проекта – кто над чем работал и кто что делал. И все надо уложить в 8 минут

Далее эксперты начинают задавать вопросы, порой весьма каверзные. Нельзя думать, совещаться, нельзя молчать. Есть ведущий защиты с вашей стороны, он передает слово специалистам если уверен что специалист ответит на вопрос лучше чем он. Ни в коем случае нельзя не знать ответа на вопрос, отвечать надо на лету и сразу. Поэтому нужно не просто вызубрить проект а отлично понимать его суть. Вопросов много, нам за 5 минут накидали порядка 40 вопросов по совершенно разным тематикам.

После ответов все друг друга благодарят и прощаются. А на следующий день сообщают результаты защиты, прошли или не прошли. Мы прошли… Что дает статус резидента можно почитать в интернете, полно информации. Нам это интересно. Вот, как то так. Жду ваши вопросы.

Автор вопроса: Alexander Sten Brovkin